ВПРАВЕ ЛИ ГРАЖДАНИН 

ВЕРНУТЬ ПРОЕЗДНОЙ БИЛЕТ?


 

Планируя отпуск, многие бронируют и покупают проездные билеты заранее – обычно так значительно дешевле. Но как быть если по тем или иным причинам поездка отменяется или переносится? Билет можно вернуть.

Если у вас все же возникли сложности при возврате билетов вы вправе обратиться в Федеральную антимонопольную службу, Роспотребнадзор и их территориальные органы.


 

Билет на поезд


 

Возврат осуществляется через билетные кассы или «личный кабинет» на сайте компании-перевозчика. Для совершения данной операции вам потребуется документ, удостоверяющий личность, реквизиты которого вы использовали при покупке билета, а также сам билет или если билет электронный его номер (контрольный билет, номер заказа).

При возврате неиспользованного билета для проезда в поезде дальнего следования пассажир, согласно статье 83 Федерального закона от 10.01.2003 № 18 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», имеет право:

  • не позднее чем за 8 часов до отправления поезда получить обратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты;

  • менее чем за 8 часов, но не позднее чем за 2 часа до отправления поезда получить стоимость билета и 50 % стоимости плацкарты;

  • менее чем за 2 часа до отправления поезда получить обратно стоимость билета. Стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается.

Обращаем ваше внимание на то, что по правилам возврат денег по утерянным билетам не производится (пункт 54 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС РФ от 26.07.2002 года № 30).

Правила возврата билетов ОАО «РЖД», приобретенных как в кассах так и через интернет, подробно изложены в разделах «Информация для пассажира» и «Возврат электронных билетов на сайте» по адресу: http://pass.rzd.ru

Необходимо иметь ввиду, что в большинстве случаев за данную операцию взимается комиссия. Однако есть и исключения. К примеру ОАО «РЖД» за возврат «детских» билетов данный сбор не взимает.

Деньги за неиспользованный электронный билет вернутся вам на банковскую карту в течение месяца. Если по истечении данного срока денежные средства так и не пришли, рекомендуем обратиться с письменной претензией в банк, в котором оформлялась карта, и в ОАО «РЖД».


 

Билет на самолет


 

По закону (статья 108 Воздушного кодекса Российской Федерации) вы имеете право отказаться от полета, независимо от того, чартерный это либо регулярный рейс, и получить полностью все уплаченную за билет сумму не позднее, чем за 24 часа до отправления. Но это правило применяется, если перевозчиком не установлен более льготный срок.

Если вы передумали лететь менее чем за сутки, то с вас будет удержан сбор, но не более 25 % уплаченной суммы.

Следует отметить, что в любом случае по правилам (глава XIV Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных Приказом Минтранса России от 25.09.2008 года № 155) вы должны будете оплатить сбор за бланки, расходы на операции по аннулированию бронирования, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, оформлению возврата сумм и расходы на операции по изменению условий перевозки.

Возврат уплаченной суммы осуществляется по месту оплаты перевозки, а также в пунктах, предусмотренных правилами перевозчика. Для совершения данной операции, как и с ж/д билетами, вам понадобится паспорт и собственно сам билет (главу XXIII Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 года № 82).

В некоторых авиакомпаниях сложилась практика продажи так называемых «невозвратных» билетов. Сразу оговоримся, такое условие противоречит действующему российскому законодательству. В статье 108 Воздушного кодекса Российской Федерации четко прописано право пассажира на получении денег за возвращенный билет.

Однако если вы купили билет у иностранной авиакомпании, то могут возникнуть проблемы. Имеющаяся судебная практика (см., например, определение Санкт-Петербургского городского суда от 17.06.2012 N 33-9764/2013) свидетельствуют о том, что в спорных ситуациях иностранные авиакомпании ссылаются на нормы международного права и диктуют свои «правила игры».

Тем не менее, все авиакомпании, которые установили собственные правила воздушных перевозок (а такое право у них есть согласно пункту 2 статьи 102 Воздушного кодекса Российской Федерации), в любом случае обязаны разместить их как в своих офисах продаж, так и на своих сайтах. Перевозчики обязаны обеспечить доступ пассажиров к информации о порядке возврата средств в случае отказа от перевозки или изменения условий перевозки.


 

Билет на автобус


 

Возврат денег за проезд, перевозку багажа и провоз ручной клади производится в пункте продажи билетов, в котором пассажир приобрел билет, а также в иных пунктах продажи билетов, указанных перевозчиком (пункт 79 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 года № 112).

Согласно статье 23 Федерального закона от 08.11.2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» в случае возврата билета в кассу не позднее чем за 2 часа до отправления гражданин вправе получить обратно уплаченные деньги за вычетом 5 % процентов. Если пассажир вернул билет позднее этого срока, но до отправления автобуса с него будет удержано уже 15 %.

В случае опоздания к отправлению автобуса в течение 3-х часов пассажир может купить новый билет, доплатив 25 % стоимости проезда, или получить обратно 75 % уплаченной суммы.

Опоздав на автобус из-за болезни или несчастного случая приобрести другой билет или вернуть деньги на этих же условиях возможно в течение 3-х суток со времени отправления автобуса.

До отправления получить 100 % стоимости билет пассажир вправе при:

а) отмене отправления автобуса;

б) задержки отправления более чем на 1 час;

в) предоставлении пассажиру места с оплатой проезда по более низкой цене, чем в том автобусе, на проезд в котором пассажиру продан билет;

г) непредоставлении пассажиру указанного в билете места.

Возврат денег осуществляется в течение 10 дней с момента предъявления перевозчику соответствующего требования.


 

Материал подготовила

Ю. Пышная, главный специалист-юрист аппарата

Уполномоченного по правам человека в Астраханской области