Обзор обращений к Уполномоченному за 2012 год:  

 

«квартирный вопрос» не теряет актуальности.   

 

 

 

 

 

Почти 150 обращений поступило в аппарат Уполномоченного по правам человека в Астраханской области за 2012 год. В 98 случаях –это жалобы на решения и действия (бездействия) административных структур, а также организаций и физических лиц. 

 

Почти 50 обращений связаны с реализацией прав на жилище. Исходя из тематики обращения граждан, самыми актуальными темами данной категории являются:

·        Расселение из ветхого и аварийного жилья;

·        Непредоставление жилых помещений;

·    Постановка    на учет граждан, нуждающихся в жилье;

·        Реализации жилищных программ;

·        Установление размеров платы за пользование жилым помещением;

·        Обжалование действий Товарищества собственников жилья (ТСЖ);

·        Несогласие с тарифами ЖКХ;

·        Вопросы благоустройства жилых помещений.

 

 

Стоит напомнить, что права гражданина на жильё закреплены в Конституции РФ. Статьёй 40 закреплены следующие положения:

 

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

 

Среди наиболее распространённых правонарушений особое место занимает неправомерное завышение размеров платы за найм, а также за ремонт и содержание жилого помещения специализированного жилого фонда.

 

Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда (например, маневренного фонда), включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

3) плату за коммунальные услуги.

При этом согласно Жилищному кодексу размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда устанавливаются органами местного самоуправления и напрямую должны зависеть от качества и благоустройства жилого помещения, а так же месторасположения дома.

Так, в 2012 году к Уполномоченному поступило обращение гражданки Г., проживающей в Икрянинском районе Астраханской области. Во исполнение решения суда, администрацией муниципального образования «Оранжерейнинский сельсовет» было предоставлено жилое помещение муниципального жилого фонда, в связи с  чем с заявительницей должен быть заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда. Однако согласно проекту договора, размер платы за найм составил 2000 рублей, что, по мнению гр-ки Г., являлось необоснованно завышенным размером.

В целях проверки обстоятельств, изложенных в обращении, Уполномоченным в адрес главы  муниципального образования было направлено обращение с просьбой предоставить расчет платы за найм помещения, предоставленного гр-ке Г.

Согласно ответу администрации муниципального образования, размер платы определяется по формуле, установленной Положением о порядке установления размера платы за найм жилого помещения муниципального жилого фонда МО «Оранжерейнинский сельсовет» (далее - Положение).  При этом неотъемлемой составляющей данной формулы является т.н. «базовая ставка», которая в случае расчета платы для заявительницы, со ссылкой на постановление Правительства Астраханской области от 28.12.2005 г. № 474-П, составила 32 рубля 76 копеек за 1 кв. метр.

Примечательно, что ссылаясь на постановление Правительства Астраханской области, должностные лица администрации муниципального образования не учли (умышленно или же по неосторожности) тот факт, что данным постановлением регламентируется размер арендной платы за использование имущества, находящегося в государственной собственности Астраханской области, а, следовательно, он не может распространяться на граждан, получающих жилое помещение из муниципального фонда (как по договору социального найма, так и по договору найма помещения специализированного жилого фонда).

Для примера, согласно Решению Совета муниципального образования «Город Астрахань» «О плате за пользование жилым помещением (плате за наем)» аналогичная плата за пользование жилым помещением, занимаемым по договору социального найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, варьируется от 0, 67 до 3,71 рубля за кв. метр.

Таким образом, изучив все обстоятельства данного вопроса и придя к выводу, что права заявительницы нарушены, Уполномоченным в адрес главы МО было направлено заключение с указанием допущенных нарушений и рекомендацией пересмотреть условия договора, касающиеся размера платы за найм.

Однако главой МО было отказано в исполнении направленного заключения, в связи с тем, что «договор найма заявительницей подписан, договоренность  по всем существовавшим разногласиям достигнута».

При этом из личной беседы с заявительницей было установлено, что договор был подписан ею под давлением со стороны главы МО.

 

        В этой связи Уполномоченным было направлено обращение прокурору района с просьбой провести проверку по данным обстоятельствам, впоследствии в  ходе которой факт несоответствия установленного размера платы федеральным стандартам подтвердился и 29 декабря 2012 года в адрес главы  района было вынесено представление об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства.

 

Признание многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу или капитальному ремонту неоднократно становилось темой обращений к Уполномоченному по правам человека в Астраханской области.

 

Такая ситуация сложилась и в доме № 131 по адресу 1-я Перевозная. Городская межведомственная комиссия № 3 признала правое крыло дома аварийным и подлежащим капитальному ремонту. Проживающие здесь граждане должны были быть отселены в жилые помещения маневренного фонда.

 

Между тем, указанное заключение позже признано неправомерным. При этом  имеются все основания считать дом опасным для проживания людей. Реальна угроза обрушения здания. В результате граждане вынуждены жить в неблагоустроенных помещениях при отсутствии необходимых коммунальных услуг. По словам некоторых нанимателей,  попытки найти поддержку в Жилищном управлении г.Астрахани не нашли отклика. 

 

Уполномоченным неоднократно направлялись обращения в соответствующие структуры власти о необходимости устранения нарушений жилищных прав граждан, а также просьбы о признание данного дома аварийным. К сожалению, пока ситуация остаётся нерешённой.