ВОЗВРАЩЕННОЕ ГРАЖДАНСТВО


 

Проблемы, связанные с получением паспорта — основного документа, не только удостоверяющего личность, но и подтверждающего принадлежность лица к гражданству страны — время от времени ставятся заявителями перед Уполномоченным по правам человека. Как показывает ситуация, излагаемая ниже, миграционные органы, отказывают людям в их требовании о выдаче (обмене) паспорта по причине того, что их должностные лица подчас не принимают во внимание доводы, подтверждающие обоснованность требований заявителей.

Уроженец г. Астрахани — назовем его Ш. — в 1990 году в возрасте 9 лет был направлен в Специальную коррекционную школу-интернат, где обучался и находился на полном государственном обеспечении вплоть до 1999 года.

Как известно, в 1991 году распался Советский Союз. Бывшие союзные республики, включая Российскую Федерацию, приняли свои законы о гражданстве. Одним из условий отнесения человека к гражданству России стало его постоянное проживание на территории Российской Федерации на дату — 6 февраля 1992 года.

В ноябре 2000 года Ш. обратился по вопросу документирования его паспортом в Паспортно-визовую службу Отдела внутренних дел по Кировскому району г. Астрахани. Паспорт ему выдали, однако это был «документ старого образца» — то есть паспорт не существовавшего уже к тому времени государства. В течение почти девяти лет Ш. ещё как-то мог жить с этим документом, однако с 1 июля 2009 года срок действия паспортов бывшего СССР был прекращен.

Когда же в 2010 году Ш. обратился в миграционную службу по вопросу обмена паспорта, то ему было отказано ввиду того, что факт принадлежности его к гражданству России — не очевиден. «Идите в суд за подтверждением факта проживания на территории Российской Федерации» — таков был смысл ответа.

Между тем, Ш. совершенно справедливо полагал, что идти в суд ему вовсе не нужно. В своих заявлениях он не раз писал, что проживал в школе-интернате — указывал название и номер учреждения, адрес. Всё тщетно. Вопреки обязанности тщательно проверить обстоятельства, изложенные заявителем, должностные лица миграционной службы упорно стояли на своем. Находясь уже почти на грани отчаяния, Ш. подал жалобу Уполномоченному по правам человека.

В своем Заключении, адресованном начальнику УФМС России по Астраханской области, Уполномоченный отметил, что справка, выданная образовательным учреждением является достаточным доказательством проживания Ш. на территории России, и, стало быть, вопрос должен быть однозначно решен в пользу заявителя.

Спустя месяц Ш. получил ответ из областного управления ФМС, в котором сообщалось, что он признан гражданином Российской Федерации...

Вопрос конкретного человека решен, но проблема осталась — ведь таких как Ш. много. Хотелось бы, чтобы прочитав этот материал, они твердо знали: при наличии у них любого официального документа, подтверждающего факт постоянного проживания в пределах России на 6 февраля 1992 года, они, в случае проблем с выдачей паспорта, смело могут предъявлять свои требования миграционным органам. А не будет получаться — в аппарате Уполномоченного по правам человека им всегда окажут необходимую помощь.