КОГДА НЕЛЬЗЯ «ОТКЛЮЧИТЬ» ЗА ДОЛГИ


 

Данная информация безусловно будет интересна абонентам мобильной телефонной связи.

Все, кто пользуется сотовыми телефонами являются потребителями услуги, предоставляемой соответствующими компаниями — операторами связи. Кроме того, последние являются сегодня также провайдерами — организациями, предоставляющими услуги доступа к сети Интернет.

Естественно, для любого потребителя важно не только качество связи и выгодный тариф, но и гарантия того, что ему всегда могут позвонить другие люди и сам он всегда сможет сделать нужный звонок. То же самое можно сказать и об услуге доступа в Интернет, без которого просто немыслима жизнь и работа современного человека.

Теперь представим себе такую ситуацию. Некий гражданин имеет два телефонных номера, а, кроме того, является абонентом сети Интернет. Все эти услуги ему предоставляет одна компания. Представим далее, что по одному из телефонных номеров у гражданина образовался долг за услугу связи.

Спрашивается: вправе ли компания (поставщик услуги) приостановить оказание данному гражданину иных услуг? Иными словами, может ли компания отключить второй телефон (где «баланс положительный») или Интернет (где фиксированная абонплата внесена за месяц вперед)?

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2012 № 12416/11 по существу дает на этот вопрос однозначный ответ — НЕТ, не может, поскольку это будет нарушением права потребителя.

Как показывает практика, компании — поставщики услуг — при заключении договора с абонентом подчас пытаются навязать ему пункт, предусматривающий «право приостановить оказание услуг связи абоненту при наличии задолженности по оплате услуг связи по иным лицевым счетам, принадлежащим абоненту, до полного погашения задолженности абонента за оказанные оператором услуги связи и (или) направить поступающие от абонента платежи на погашение указанной задолженности».

Между тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей признаются недействительными.

Вот почему подобные действия неправомерны и подпадают под признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя» (см. текст статьи здесь).

Читайте внимательно договор, и если вышеуказанный пункт в нем содержится, требуйте его исключения. В случае отказа либо в случае навязывания Вам неприемлемых условий — направляйте жалобу в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области (Управление Роспотребнадзора), расположенное по адресу: г. Астрахань, ул. Н.Островского, 138.

Ознакомиться с полным текстом Постановления Президиума ВАС РФ можно здесь.